Следить за новостями:

RSS

Региональный оператор

Вопросы и ответы о работе региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами

Существующая система сбора и удаления твердых коммунальных отходов, сложившаяся за десятилетия, основана на захоронении отходов на свалках, зачастую несанкционированных. При этой системе абсолютно не решаются вопросы переработки отходов, экономии природных ресурсов, негативного воздействия деятельности по размещению отходов на окружающую среду.

Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами направлена на создание новых объектов, изменение системы в сторону переработки образуемых твердых коммунальных отходов, прекращению захоронения таких полезных фракций как стекло, бумага, пластик, повышение экологической сознательности населения в пользу ресурсосбережения.

Успех реформы может быть связан только с созданием новых современных объектов, задействованных в системе сбора и удаления отходов – от заводов до полигонов, оборудованных современными природоохранными сооружениями.

Поскольку в Российской Федерации практически отсутствуют мусороперерабатывающие заводы или только начинают создаваться, на реализацию реформы необходимы значительные финансовые средства, привлечение которых в сферу позволит снизить нагрузку на население, связанную с тарифами на новую коммунальную услугу – услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В Свердловской области 28 муниципальных образований вообще не имеют полигоны для размещения образуемых отходов, 47 муниципальных образований имеют свалки, которые используются для размещения отходов и при этом не соответствуют природоохранному законодательству. Полигоны, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, то есть признанные законными, расположены в 14 муниципальных образованиях.

Создание новой современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами – это основная задача реформы, реализуемой в субъектах Российской Федерации с участием региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Основные вопросы, с которыми сталкивается Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в своей деятельности при подготовке Свердловской области к реформе, и ответы на вопросы:

1. Каковы функции регионального оператора?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в зоне деятельности регионального оператора на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор работает самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет на основании конкурсного отбора.

Среди основных обязательств региональных операторов, закрепленных в соглашениях об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенных с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области:

-         обеспечить переход на новую систему регулирования деятельностью по обращению с ТКО с 1 ноября 2018 года;

-         заключить необходимые для оказания услуги договоры с потребителями (населением) и операторами, осуществляющими транспортирование, захоронение отходов;

-         оказывать услугу в соответствии с критериями качества услуги, заявленными на конкурсном отборе;

-         обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок ТКО, указанных в соглашениях.

 

2. Сколько будет региональных операторов в Свердловской области?

В Свердловской области определено три зоны и, соответственно, три региональных оператора по обращению с ТКО:

-         в Северном административно-производственном объединении – общество с ограниченной ответственностью "Компания "РИФЕЙ" (г. Тюмень);

-         в Западном административно-производственном объединении – общество с ограниченной ответственностью "ТБО "Экосервис" (г. Первоуральск);

-         в Восточном административно-производственном объединении –Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (г. Екатеринбург).

Информация с привязкой к городам по зонам деятельности региональных операторов размещена на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в разделе "Деятельность" – "ЖКХ" – "Обращение с ТКО".

 

3. В какие сроки начнет работать региональный оператор?

В соответствии с федеральным законодательством об отходах производства и потребления с 1 января 2019 года на все территории Российской Федерации региональные операторы должны приступить к выполнению своих обязанностей. При готовности региона, региональный оператор может приступить раньше обозначенного срока. Датой начала работы в Свердловской области определена дата 1 ноября 2018 года.

 

4. Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий, когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.

Текст типового договора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 и опубликован на сайте регионального оператора. По итогам первого месяца работы региональный оператор направляет жителям квитанции на оплату услуги. При отсутствии письменных обращений о непредоставлении услуги квитанция подлежит оплате в полном объеме.

Жителям многоквартирных домов (МКД) коммунальная услуга по обращению с ТКО может быть оказана на основании прямого договора с каждым из жителей (если такое решение принято на общем собрании жильцов) либо через управляющую МКД организацию (УК, ТСЖ, ЖСК). При наличии управляющей организации она обязана заключить договор с региональным оператором.

 

5. Нужно ли расторгать действующий договор на вывоз ТКО?

Все договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В Свердловской области –до 1 ноября 2018 года.

До указанной даты вывоз ТКО с контейнерных площадок организуют управляющие организации, заключенные договоры между управляющей организацией и транспортировщиком действуют до заключения договора с региональным оператором.

 

6. Как изменится оплата за вывоз мусора для жителей?

С момента утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора услуга по вывозу становится коммунальной услугой в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Единый тариф устанавливается Региональной энергетической комиссией Свердловской области. Плата будет выделена отдельной строкой в платежных документах (квитанциях) при расчетах за коммунальные услуги.

В новой системе оплата будет начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объема), установленного органами власти. Исходя из положений правил предоставления коммунальных услуг под проживающим следует понимать постоянно или временно проживающего в помещении потребителя. Число таких проживающих определяется точно так же, как и для расчета платы за другие виды коммунальных услуг, в том числе по заявлениям постоянно проживающих в помещении потребителей, на основании акта об установлении количества проживающих, а также – при отсутствии проживающих – по числу собственников помещения. Ранее оплата за вывоз и утилизацию ТКО зачастую начислялась исходя из площади квартиры.

 

7. Будут ли предоставляться льготы на оплату услуги по вывозу ТКО?

Услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы, как и на другие виды коммунальных услуг.

В соответствии с Законом Свердловской области от 25 апреля 2013 года № 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от платы за коммунальные услуги" предусмотрено предоставление гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги.

 

8. Кто ответственен за содержание контейнерных площадок?

Содержание контейнерных площадок осуществляют собственники земельного участка, на котором они расположены.

Организация по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) на основании заключенного договора на обслуживание обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории.

Там, где собственник не определен и отсутствует управляющая организация, обязанность по содержанию возлагается на органы местного самоуправления.

 

9. Надо ли заключать договор, если юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности? 

Любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц заключить договоры на вывоз твердых коммунальных отходов определена федеральным законодательством.

 

10. Какие отходы относятся к твердым коммунальным? 

Понятие твердых коммунальных отходов приведено в Федеральном законе об отходах № 89-ФЗ. К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО относятся также аналогичные виды отходов, образуемых у организаций и индивидуальных предпринимателей.

 

11. Как подтвердить длительное отсутствие по месту проживания и не получения коммунальной услуги?

Перерасчет за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

При возникновении оснований для перерасчета, собственнику жилого помещения нужно предоставить региональному оператору или управляющей организации подтверждающие документы. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

При условии предоставления необходимых подтверждающих документов перерасчет будет произведен

 

12. На селе большой объем образования отходов от животноводства, растениеводства, строительных отходов. Будет ли региональный оператор организовывать обращение с данными видами отходов, и если да, то на каких условиях?Законодательством не запрещено региональному оператору заниматься обращением с иными видами отходов. Стоимость услуги определяется соглашением сторон отдельного договора, который может быть заключен с регоператором.

 

По информации Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области


Разъяснения по заключению муниципальных контрактов с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

Согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, договоры, заключенные бюджетными учреждениями на услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, образуемых бюджетными учреждениями, действуют до заключения договора с региональным оператором.

Бюджетные учреждения заключили договоры на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов с учетом особенностей законодательства в сфере закупок.

Федеральным законом от 31 декабря 2017 года № 503-ФЗ в часть 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения, в соответствии с которыми договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается как с единственным поставщиком.

Таким образом, до даты начала оказания коммунальной услуги региональным оператором (01.11.2018) бюджетным учреждениям необходимо расторгнуть заключенные договоры с операторами на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов с учетом требований законодательства в сфере закупок.

В целях плавного перехода от одного исполнителя к другому договор с региональным оператором может быть заключен раньше даты начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО, как с единственным поставщиком, с условием указания даты начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами – 01.11.2018.

По данному вопросу имеются разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.05.2018 № 22270-МП/06.

Минстрой РФ разъяснения май 2018


МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 декабря 2016 г. N 45067-АЧ/04

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направляет разъяснения по установлению федеральным законодательством особенностей в части регулирования деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2017 — 2019 годах (далее — разъяснения).

Минстрой России просит ознакомиться с разъяснениями и довести их до сведения уполномоченных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и иных заинтересованных лиц.

Также, Минстрой России просит обеспечить контроль за реализацией уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации своих полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также за неукоснительным соблюдением требований и сроков, установленных федеральным законодательством Российской Федерации.

                                                                                                                                                                                                                         А.В.ЧИБИС

                                                                                                                                                                     Приложение

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ДЕЙСТВИЯ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИХ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ

ОТХОДАМИ, В 2017 — 2019 ГОДАХ

Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 1 января 2019 года предусмотрен Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу 29 декабря 2016 года.

Таким образом, устанавливается переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор).

При этом субъектам Российской Федерации необходимо:

в течение 2017 года — завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов, утверждению региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее — региональная программа), корректировке территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее — территориальная схема), подготовке документации об отборе региональных операторов и проектов соглашений об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — соглашение);

не позднее 1 мая 2018 года — заключить соглашения с региональными операторами;

до 1 июля 2018 года — обеспечить направление предложений об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в орган регулирования;

не позднее 1 января 2019 года — обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышеизложенного, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы) на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.

Одновременно следует обратить внимание, что согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон № 89-ФЗ) с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с:

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", региональной программой и территориальной схемой.

При этом, согласно положениям статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, все собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора, оплачивают услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

На территории субъекта Российской Федерации может действовать несколько региональных операторов. При этом региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Присвоение юридическому лицу статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).

Следует отметить, что только при наличии утвержденной территориальной схемы уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть проведен конкурсный отбор региональных операторов.

В соответствии с:

Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";

Областным законом от 19 декабря 1997 года № 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления";

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами";

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641";

Постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 № 440-ПП "Об утверждении Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами";

Постановлением Правительства Свердловской области от 21.07.2017 № 519-ПП "Об утверждении Требований к содержанию соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами и Порядка заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами";

Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 18.05.2018, заключенным между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и победителем конкурсного отбора региональных операторов по Западной зоне действия – ООО "ТБО "Экосервис" (директор Волков Андрей Юрьевич), деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Полевского городского округа будет осуществлять ООО "ТБО "Экосервис".

Начало обращения с ТКО региональный оператор должен обеспечить с 01.11.2018 года.

До 01.11.2018 года должна быть проведена вся подготовительная работа, в том числе:

- заключение публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, в соответствии с формой типового договорам;

- заключение договоров на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО с операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию, и (или) размещению ТКО, использование которых предусмотрено территориальной схемой;

- заключение договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО с операторами по об


Фонд поддержки предпринимательства Свердловской области
Виды поддержки
Правительство Свердловской области
Официальный сайт
Портал "Открытое правительство в Свердловской области"
официальный сайт
Оценить эффективность деятельности руководителей органов местного самоуправления, муниципальных унитарных предприятий и учреждений
социальные опросы
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Результаты независимой оценки
Инвестиционный портал СО
вопросы инвестиционной деятельности
Портал малого и среднего предпринимательства
официальный сайт
Доступная среда Свердловской области
Автоматизированная информационная система
Публичные консультации в рамках ОВР
Административная реформа в Свердловской области
Полевская городская территориальная избирательная комиссия
Официальный сайт
Защита прав потребителей Свердловской области
Сайт содержит базу данных результатов проведенных проверок, на предмет нарушения прав потребителя, а также обеспечивает возможность оперативного поиска необходимой информации по заданным параметрам (по объектам, организациям, производителям).
ЭКСПО-2025
Официальный сайт
"Бесплатная юридическая помощь"
Официальный сайт Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области
Юридические клиники
Официальный сайт Центра развития юридических клиник
В личном кабинете вы можете подать заявку на технологическое присоединение к сетям АО "Облкоммунэнерго"
АО "Облкоммунэнерго" принимает заявки на технологическое присоединение к электросетям через интернет. Удаленная подача заявки через "Личный кабинет" доступна всем клиентам с максимальной мощностью присоединяемых объектов до 150 кВт и классом напряжения до ЮкВ.
Государственное автономное учреждение Свердловской области "Областной центр развития трудовых ресурсов и социально-трудовых отношений"
Официальный сайт
Личный кабинет — ОАО МРСК Урала
В данном разделе для Вас функционирует новый on-line Сервис "Личный кабинет клиента". Он представлен по двум ключевым функциональным блокам деятельности ОАО "МРСК Урала" — технологическое присоединение и передача электрической энергии.
Малый бизнес. Сплошное наблюдение 2016
Свердловскстат в 2016 году проводит Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год.
Портал госзакупок
официальный сайт госзакупок
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Официальный сайт
Корпорация МСП
Официальный сайт
Формируем Инвестиционную стратегию Свердловской области — 2030
Cпециализированный портал "Формируем Инвестиционную стратегию Свердловской области — 2030"
Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков
официальный сайт
Урал без наркотиков
Официальный сайт
Работа в России
Общероссийская база вакансий
Свердловский областной центр по профилактике и борьбы со СПИД
Чтобы жить
 
 
Закрыть слой Закрыть

Полная карта органов власти Свердловской области